Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь
Упраўленне адукацыі Навагрудскага райвыканкама
Дзяржаўная установа адукацыі
Вераб'евіцкая базавая школа
ДЕСЯТЬ СОВЕТОВ МОЛОДОМУ УЧИТЕЛЮ
Совет первый:
Ориентируйся на гимназию и именно с ней связывай свои честолюбивые мечты.
Совет второй:
Найди себя, свой образ. Учитель индивидуален, иначе не может быть и речи о творчестве. Это не исключает подражания, особенно на первых порах. Наоборот, приглядывайся к мастерам. Бери на вооружение то, что тебе кажется твоим, что тебе соответствует. Не надо понимать творчество как изобретение пороха. Педагогика существует столько, сколько существует мир. Приемы и находки не умирают с мастером, а передаются его ученикам и последователям. Но каждый настоящий учитель, даже перенимая, остается собой. Вспомним Л.С. Выготского: творчество на деле существует только там, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создает что-то новое, какой бы крупицей ни казалось это новое по сравнению с созданием гениев. Как же распознать, что в тебе твое, а что - чужое? Лучше тебя самого этого никто не знает. Конечно, надо прислушиваться к мнениям, в том числе и критическим. И потом, кто сказал, что учитель создает свой образ раз и навсегда? Образ - не схема, а живое лицо. Оно может быть веселым и грустным, счастливым и несчастным, спокойным и взволнованным, гневным, смятенным, возбужденным. В любом случае оно должно быть твоим и оно должно быть живым, а не маской.
Совет второй:
Не замыкайся в своем учительстве. Если учитель - только учитель, то это скучно. Играй на гитаре, пой, пиши стихи, играй в волейбол, ходи в горы, собирай марки, бывай в театре и на выставках. Расширяй круг друзей и знакомых. Общайся с самыми разнообразными людьми, Люби жизнь в разных ее проявлениях. Ты должен быть интересен детям, но этого не получится, если ты будешь сосредоточен только на самом себе. Кроме обязательной программы, у тебя, как у мастера-фигуриста, должна быть великолепная произвольная программа.
И опять же надо помнить о том, что все проявления личности индивидуальны. Не нужно искусственно культивировать в себе качества, которые тебе не свойственны. Универсальность не обязательна. Не надо писать стихов, если у тебя нет способностей. Не надо играть на гитаре, если тебе это не нравится. Не надо собирать марки, если к этому у тебя не лежит душа. Но тогда должно быть что-нибудь другое, тебе свойственное. А самое главное - и тут уже особые способности не нужны, - тебя должны интересовать люди. Ты можешь быть другом, знакомым, собеседником, корреспондентом, просто слушателем. Но не исключай это общение из своей жизни. Иначе засохнешь, как сломанная ветвь.
Творческий человек, как правило, многогранен. Увлеченность, многосторонний интерес нужны учителю не просто так, сами по себе, а в связи с особенностью его профессии. Не зря про учителя говорят, что он и швец, и жнец, и на дуде игрец. Про иного учителя говорят: он – эрудит, или: он - хороший методист, или: он - энтузиаст внеклассной работы. Это комплимент только в том случае, если все другие стороны деятельности учителя тоже хороши.
Четвертый совет:
Помни о комплексном характере учительского труда. Все имеет значение, все нужно: и эрудиция, и методика, и внеклассная работа, и психология общения, и любовь к детям, и дисциплина. Не нужно это разделять, это все взаимосвязано.
Пятый совет:
Будь счастливым! Будь оптимистом! Верь! Строй планы, пусть иногда несбыточные, но конструктивные. Жизнь - это преодоление трудных и даже критических ситуаций. И у тебя это будет. Собери свою волю. Не опускай крылышки. Борись. Сопротивляйся. Верь и добивайся своего. Иди на компромиссы. Бескомпромиссность - это упрямство и неумение мыслить перспективно. Но цель все равно должна быть. Дети не должны видеть в тебе неудачника. Неудачников не любят. Даже если что-то не будет получаться, всеми силами разрушай возможное впечатление, что у тебя не получается вообще.
Шестой совет:
Будь честным и правдивым.
Седьмой совет:
Цени юмор в общении с учениками. Если ты сам, как говорится, не блещешь остроумием, цени юмор в других. Не бойся смешного, не бойся быть смешным сам: бывают совсем невинные и безобидные смешные ситуации. Другое дело, если над тобой смеются постоянно, если ты вообще смешон - это все!..
Детский юмор, скажем откровенно, не так уж глубок и тонок. Чаще всего смеются над оговорками. Смеются над всем, что касается нежных отношений. В таких случаях важно не обидеть.
Не надо смотреть на юмор как на прием. Не надо искусственно изощряться в остроумии. Все, в том числе и юмор, должно быть естественно и уместно. Смешных ситуаций и так хоть отбавляй. Некоторые учителя сердятся, когда дети смеются. Даже выгоняют их из класса. И зря. Любой ситуацией на уроке, в том числе и смешной, учитель должен владеть. И если учитель сказал: «Посмеялись, и хватит», класс должен подчиниться. Если этого нет, они будут гоготать весь урок. Надо помнить и про то, что смех может больно ранить. Он, как говорил Маяковский, - грозное оружие. Поэтому надо знать меру, быть осторожным и тактичным. Класс смеется, и учитель смеется, но, даже смеясь, учитель не должен расслабляться: он на работе.
Совет восьмой:
Будь естественным, не притворяйся, не старайся казаться умнее и лучше, чем ты есть. Бесполезно: дети тебя все равно раскусят.
Часто учителя сравнивают с актером, и в этом есть свой резон. Но уж если ты играешь роль, пусть она будет твоей. Играй себя. И не переигрывай! Вспомни: настоящий актер вживается в роль, стремится постичь внутренний мир своего героя, чтобы играть как можно естественнее. Тебе же не надо перевоплощаться.
Сходство между учителем и актером заключается, может быть, в том, что и тот и другой выходят на аудиторию, на публику. Если между актерами и зрительным залом не устанавливается незримый контакт, спектакль рушится. Так и в классе. Некоторые кричат и стучат кулаком по столу, а ребятам не страшно. Другие говорят тихо и смотрят в сторону, но какое-то колдовство завораживает детей, и они не сводят с учителя глаз. Это феномен учительского гипноза, такого, впрочем, хрупкого, но сладостного. В эти минуты учитель счастлив.
Совет девятый:
Не воображай о себе больше того, что ты есть на самом деле. Знай себе цену и будь скромным, не теряя достоинства. Не надо казаться, надо быть. Сейчас это знамение времени. Не бойся честолюбия и не слушай ханжей и бездарных завистников. Но честолюбие должно быть внутри, демонстрировать его неприлично. Честолюбие все-таки играет вспомогательную роль как стимулятор дела. Главное - дело. Возводить же честолюбие в принцип и подчинять ему все просто недопустимо и безнравственно. Хотя не всегда нам ясно до конца и значение дела, его результат.
Цель творчества - самоотдача, а не шумиха и успех!
Позорно, ничего не знача, быть притчей на устах у всех.
Это твое кредо, запомни! Ты же всегда на виду, тем более у детей, которые все видят и все замечают. От их внимательного взгляда не ускользнет ничего! И ты не думай, что мнением детей, их отношением можно пренебречь. Они-то и есть твои главные ценители и судьи, ни, а не начальство и даже не твои коллеги и друзья.
Если не тщеславие, то что же должно быть в основе твоей жизни и работы? Твоя гражданская позиция.
Десятый совет:
Обрети гражданскую позицию. Позиция человека как гражданина формируется, стабилизируется и кристаллизуется в деле. Гражданская позиция, прежде всего - нравственная. Запомни: какие бы прекрасные учебники ни издавали, какие бы замечательные программы ни составляли, истинный проводник гражданской идеи - ты. И от тебя зависит, дойдет ли эта идея до ума и сердца ученика в целости и чистоте или будет так хитроумно перевернута и извращена, что результат окажется прямо противоположным.
Абсолютных правил, годных на все случаи жизни нет.
Думай сам!
Этапы |
Шаг |
Деятельность, мероприятия |
Формы работы с молодыми педагогами |
Адаптационный |
1. |
Знакомство с молодым педагогом, с достижениями молодого педагога, оценка портфолио (при наличии), материалов личного дела – образование, практика, курсы и т.д. |
Беседа, интервью |
2. |
Совместное изучение регламентирующих наставничество документов (приказа о закреплении наставника, положения о наставничестве, понимание сущности и задач совместной деятельности) |
Изучение документов |
|
3. |
Входная диагностика: выявление уровня профессиональной компетентности, запросов, затруднений совместно с педагогом-психологом |
Анкетирование, собеседование, изучение документов |
|
4. |
Мотивация молодого специалиста через представление достижений коллектива, знакомство с традициями и опытом коллектива |
Посещение мастер-классов и открытых уроков опытных педагогов, участие в работе школьных методических объединений |
|
Проектировочный |
5. |
Совместное целеполагание: выработка целей и задач работы на год |
Консультация |
6. |
Планирование: составление плана профессионального становления молодого специалиста и путей совместных действий |
Семинар -практикум |
|
7. |
Анализ индивидуального плана профессионального становления молодого специалиста на предмет достижимости целей через мероприятия плана: путем сопоставления поставленных целей и содержания плана |
Беседа, консультация |
|
8. |
Диагностика по выявлению затруднений в профессиональном становлении, связанных с психологическими особенностями молодого педагога, планирование работы с психологом |
Анкетирование, собеседование |
|
9. |
Проектировочная работа по подготовке основных документов педагога (планы уроков, календарно-тематическое планирование, программы) |
Консультация, творческий диалог |
|
Основной |
10. |
Координационная деятельность в процессе реализации плана индивидуального развития |
Самообразование, Школа молодого специалиста, методические оперативки, анализ педагогических ситуаций |
11. |
Текущая совместная работа наставника и молодого специалиста. Совместное участие в деятельности в методической работе. Оценка действий подопечного и своевременная коррекция его поведения, помощь в подготовке планов уроков, выступлений, методических разработок |
Подготовка, проведение и посещение уроков, их анализ и самоанализ. Творческий час |
|
Контрольно-оценочный |
12. |
Итоговая диагностика |
Контрольные посещения уроков, тестирование, анкетирование |
13. |
Совместный анализ результативности индивидуального плана развития молодого специалиста путем сопоставления поставленных и достигнутых целей. Рефлексия. |
Отчет молодого педагога: по предложенной форме, через участие в выставке наработок педагога за год, Неделе молодого специалиста и др. |
Материальное стимулирование молодых специалистов
согласно коллективному договору
в ГУО «Воробьевичская базовая школа»
30.14. Установить, что с молодыми специалистами контракты при приеме на работу могут быть заключены с их письменного согласия в пределах максимального срока действия на срок не менее срока обязательной работы по распределению и при направлении на работу при условии повышения тарифной ставки (оклада) на 20% и предоставления дополнительного поощрительного отпуска - двух календарных дней.
Аналогичный порядок заключения договоров применять к выпускникам учреждений высшего, среднего специального и профессионально-технического образования, самостоятельно трудоустроившимся в учреждение образования.
37.4. Содействовать поселению молодых специалистов, молодых семей в общежития организаций, предприятий независимо от их ведомственной подчиненности.
ПОРЯДОК ОКАЗАНИЯ МАТЕРИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ
1.18. Молодым специалистам ежемесячно – 2 базовые величины
Положение о Школе стажёра
1.Общие положения.
1.1. Школа стажёра является подразделением методической службы учреждения образования, осуществляющей работу с молодыми специалистами (второй год обучения).
1.2. Школа создаётся приказом по учреждению образования «Об организации методической работы в учреждении образования».
1.3. В своей работе Школа руководствуется Законом об образовании РБ, решениями органов управления образования, правовыми актами школы.
2.Цель и задачи деятельности Школы стажёра.
2.1. Целью работы Школы стажёра является создание условий для личностного и профессионального роста молодых педагогов, их самореализации и социализации средствами методической работы.
2.2.Задачами деятельности Школы стажёра являются:
- семинары
- практикумы
- лекции
- индивидуальные консультации
- взаимопосещение уроков
- проведение мастер-классов для молодых учителей
- наставничество и т.д.
5.1. Работу Школы стажёра возглавляет заместитель директора по учебной работе, а также привлекаются руководители других методических объединений учреждения, передовые учителя.
5.2. Работа проводится в соответствии с планом на текущий год. План составляется руководителем Школы стажёра.
Приказ об открытии Школы стажёра.
Положение о Школе стажёра.
План работы Школы стажёра.
Анализ работы за год.
Протоколы заседаний.
Банк данных о педагогах-стажёрах.
1.1. Школьное наставничество - разновидность индивидуальной работы с молодыми специалистами.
Наставник – опытный учитель, обладающий высокими профессиональными и нравственными качествами, знаниями в области методики преподавания и воспитания.
Молодой специалист - выпускник, овладевший знаниями основ педагогики по программе ССУЗа или ВУЗа, проявивший желание и склонность к дальнейшему совершенствованию своих навыков и умений. Он повышает свою квалификацию под непосредственным руководством наставника по согласованному плану профессионального становления.
1.2. Школьное наставничество предусматривает систематическую индивидуальную работу опытного учителя по развитию у молодого специалиста необходимых навыков и умений ведения педагогической деятельности. Оно призвано наиболее глубоко и всесторонне развивать имеющиеся у молодого специалиста знания в области предметной специализации и методики преподавания.
1.3. Правовой основой института школьного наставничества являются настоящее Положение, другие нормативные акты Министерства образования Республики Беларусь, регламентирующие вопросы профессиональной подготовки учителей и специалистов образовательных учреждений.
2.1. Целью школьного наставничества в образовательном учреждении является оказание помощи молодым специалистам в их профессиональном становлении, а также формирование в учреждении кадрового ядра.
2.2. Основными задачами школьного наставничества являются:
3.1. Школьное наставничество организуется на основании приказа директора учреждения.
3.2. Руководство деятельностью наставников осуществляет заместитель директора учреждения по учебной работе и руководители методических объединений, в которых организуется наставничество.
3.3. Руководитель методического объединения подбирает наставника из наиболее подготовленных учителей, обладающих высоким уровнем профессиональной подготовки, коммуникативными навыками и гибкостью в общении, имеющих опыт воспитательной и методической работы, стабильные показатели в работе, богатый жизненный опыт, способность и готовность делиться профессиональным опытом, системное представление о педагогической деятельности и работе учреждения, предпочтительно стаж педагогической деятельности не менее пяти лет, в том числе не менее двух лет по данному предмету.
Наставник должен обладать способностями к воспитательной работе и может иметь одновременно не более двух подшефных.
3.4. Назначение наставника производится при обоюдном согласии предполагаемого наставника и молодого специалиста, за которым он будет закреплен приказом директора учреждения с указанием срока наставничества. Как правило, наставник прикрепляется к молодому специалисту на срок не менее одного года.
3.5. Замена наставника производится приказом директора учреждения в случаях:
3.6. Показателями оценки эффективности работы наставника является выполнение целей и задач молодым специалистом в период наставничества. Оценка производится на промежуточном и итоговом контроле.
- с согласия заместителя директора по УР (руководителя методического объединения) подключать для дополнительного обучения молодого специалиста других сотрудников школы;
- требовать рабочие отчеты у молодого специалиста как в устной, так и в письменной форме.
6.1. Кандидатура молодого специалиста для закрепления наставника рассматривается на заседании МО с указанием срока наставничества и будущей специализации и утверждается приказом директора учреждения.
6.2. В период наставничества молодой специалист обязан:
Молодой специалист имеет право:
- вносить на рассмотрение администрации школы предложения по совершенствованию работы, связанной с наставничеством;
- защищать профессиональную честь и достоинство;
- знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения;
- повышать квалификацию удобным для себя способом.
8.1. Организация работы наставников и контроль их деятельности возлагается на заместителя директора по учебной работе.
8.2. Заместитель директора по УР обязан:
- представить назначенного молодого специалиста учителям школы, объявить приказ о закреплении за ним наставника;
- создать необходимые условия для совместной работы молодого специалиста с закрепленным за ним наставником;
- посетить отдельные уроки и внеклассные мероприятия по предмету, проводимые наставником и молодым специалистом;
- организовать обучение наставников передовым формам и методам индивидуальной воспитательной работы, основам педагогики и психологии, оказывать им методическую и практическую помощь в составлении планов работы с молодыми специалистами;
- определить меры поощрения наставников.
9.1. К документам, регламентирующим деятельность наставников, относятся:
-настоящее Положение;
-приказ директора учреждения об организации наставничества;
-планы работы педагогического совета, методических объединений;
-протоколы заседаний педагогического совета, методических объединений.
ПЛАН
профессионального становления молодого специалиста
Шараева Алина Николаевна
2022/2023 учебный год
Наставник Бахар Елена Ивановна
учитель начальных классов
№ п/п |
Планируемые мероприятия |
Срок исполнения |
Форма отчетности |
Отметка наставника о выполнении |
|
1. Общая часть |
|||||
1. |
Изучение правил трудового распорядка и функциональных обязанностей, Устава учреждения образования, Кодекса об образовании, учебных планов, учебной программы, инструктивно-методического письма. |
Сентябрь |
Запись в рабочей тетради |
|
|
2. |
Изучение требований к оформлению и ведению документации. |
Сентябрь |
Запись в рабочей тетради |
|
|
3. |
Составление календарно-тематического планирования. |
Сентябрь |
Календарно-тематическое планирование |
|
|
4. |
Разработка поурочных планов-конспектов. |
Сентябрь |
Календарно-тематическое планирование |
|
|
5. |
Изучение психолого-педагогической характеристики класса. |
Сентябрь |
Запись в рабочей тетради |
|
|
6. |
Изучение дополнительной литературы по учебным предметам. |
В течение года |
Запись в рабочей тетради |
|
|
7. |
Изучение ЭСО по учебным предметам. |
Сентябрь, Октябрь |
Урок с использованием ЭСО |
|
|
2. Учебная работа |
|||||
1. |
Участие в заседаниях педагогического совета |
В течение учебного года |
Запись в рабочей тетради |
|
|
2. |
Изучение современных информационных технологий и методов их использования в образовательном процессе |
В течение учебного года |
Запись в рабочей тетради |
|
|
3. |
Разработка планов уроков различных типов |
В течение учебного года |
Поурочные планы |
|
|
4. |
Подготовка и проведение внеклассных мероприятий по учебным предметам в форме фронтальной (экскурсии), групповой (объединение по интересам) и индивидуальной работы с учащимися |
В течение учебного года |
Планы мероприятий |
|
|
5. |
Организация работы с одарёнными детьми |
В течение года |
План |
|
|
6. |
Организация и проведение факультативных занятий |
В течение учебного года |
План |
|
|
7. |
Проведение индивидуальных занятий с учащимися |
В течение учебного года |
План |
|
|
8. |
Оформление учебного кабинета |
В течение учебного года |
Паспорт кабинета |
|
|
3. Методическая работа |
|||||
1. |
Выступления на заседаниях методического объединения |
В течение учебного года |
Запись в рабочей тетради |
|
|
2. |
Подготовка промежуточного отчёта по теме самообразования |
Апрель |
Доклад на заседании МО |
|
|
3. |
Посещение уроков/занятий опытных педагогов , участие в их анализе |
В течение учебного года |
Записи в рабочей тетради |
|
|
4. |
Изучение педагогического опыта одного из высококвалифицированных педагогов |
В течение учебного года |
Записи в рабочей тетради |
|
|
5. |
Регулярное ознакомление со статьями, опубликованными в предметных журналах, с педагогической и методической литературой, участие в ее обсуждении |
В течение учебного года |
Запись в рабочей тетради |
|
|
6. |
Участие в разработке учебно-дидактических материалов |
В соответствии с планом работы МО |
Учебно-дидактический материал |
|
|
4. Воспитательная работа |
|||||
1. |
Изучение состава класса и индивидуальных особенностей учащихся |
Сентябрь-декабрь |
Запись в рабочей тетради |
|
|
2. |
Составление социально-педагогической характеристики класса |
Январь |
Характеристика класса |
|
|
3. |
Проведение мероприятий, направленных на расширение культурного кругозора и укрепление здоровья учащихся |
В течение года |
План |
|
|
4. |
Работа с родителями, родительский университет (родительские собрания, лекции для родителей, консультации) |
В течение года |
Запись в рабочей тетради, план |
|
|
Учитель___________________________________ «___ »_____________ г.
подпись инициалы фамилия дата
Наставник__________________________________ «___ »_____________ г.
подпись инициалы фамилия дата
План работы наставника Бахар Е. И.,
учителя начальных классов первой квалификационной категории, с молодым специалистом Шараевой А.Н.
№ |
Тема |
Краткий обзор рассматриваемых вопросов |
Дата |
1 |
Изучение нормативно-правовой базы. Ведение документации |
Анализ изменений в программах, учебных планах, других документах к началу учебного года. |
Сентябрь |
2 |
Классное руководство. Составление характеристики класса с учётом возрастных особенностей учащихся. |
1.Моделирование воспитательной системы класса (диагностическое исследование целей класса, проектирование целей, деятельность по сплочению и развитию классного коллектива, критерии и способы изучения эффективности воспитательной системы класса). 2.Ознакомление с планами работы лучших классных руководителей учреждения МО. 3.Структура плана воспитательной работы классного руководителя. 4.Основы составления психолого-педагогической характеристики класса и учащегося. 5.Классный час как час взаимопонимания. |
Октябрь -ноябрь |
3
4
5. |
Способы активизации познавательной деятельности учащихся
Основы целеполагания урока. Самоанализ урока.
Система работы с высокомотивированными учащимися
|
1.Методика целеполагания. Основы самоанализа урока. Программа самонаблюдения и самооценивания урока. 2.Самоанализ по качеству цели и задач урока. 3.Десять вопросов молодого учителя при использовании информационных или инновационных технологий. Памятка для проведения самоанализа урока. 4.Образцы самоанализа урока. Сравнительный анализ и самоанализа урока. 5.Индивидуальные консультации «Как подготовить ученика к предметной олимпиаде. |
Январь Февраль |
|
|
6.Научно- исследовательская деятельность по предмету. Методика работы с одаренными детьми.
|
|
6 |
Анализ урока.
|
1.Памятки для проведения анализа урока. Советы молодому учителю по подготовке урока 2.Совместный анализ урока учителем и заместителем по УВР – эффективный способ внутришкольного повышения квалификации |
Март |
7 |
Критерии успешности деятельности учителя.
Методическая выставка достижений молодого учителя. |
Уровень профессионализма молодого учителя: систематизация наработок за 2 года профессиональной деятельности. Молодой учитель глазами наставника. Выступление молодого специалиста на педсовете. |
Май |
Учитель-наставник ________ Е. И. Бахар
Зам. директора по УВР ________ Е. М. Омельянович
План-циклограмма работы
Омедьянович Е. М., заместителя директора
по учебно-воспитательной работе, с молодым специалистом
на 2022/2023 учебный год
№ п/п |
Содержание работы |
Сроки |
Примечание |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. |
Проведение вводного инструктажа на рабочем месте |
Август |
|
2. |
Ознакомление с должностной инструкцией учителя начальных классов Ознакомление педагога с локальными актами (положениями и инструкциями), регламентирующими образовательный процесс учреждения |
Август
Сентябрь |
|
3. |
Проведение цикла теоретических занятий по темам: 3.1 Компетентностный подход в образовании 3.2 Целеполагание в обучающей деятельности учителя 3.3 Типология занятий (классические типы) 3.4 Типология занятий (нестандартные типы) 3.5 Методы обучения 3.6 Формы организации познавательной деятельности учащихся 3.7 Формы контроля 3.8 Педагогические технологии 3.9 Технические средства обучения |
Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль
Март Апрель Май |
|
4. |
Проведение цикла практических занятий по темам: 4.1 Разработка планирования 4.2 Построение плана-конспекта занятия 4.3 Разработка сценария нестандартного урока 4.4 Самоанализ занятия 4.5 Разработка индивидуальных заданий по теме 4.6 Системный анализ урока, занятия 4.7 Составление отчета учителя о результатах обучающей деятельности 4.8 Составление информации о прохождении учебной программы |
Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март
Апрель
Май |
|
5. |
Собеседования по темам: 5.1 Ведение документации
5.2 Оформление методического наполнения кабинета |
1 раз в четверть
1 раз в полугодие |
|
6. |
Посещение молодым педагогам уроков и мероприятий учителей |
В течение учебного года |
|
7. |
Посещение заместителем директора по УВР занятий молодого педагога |
Не реже 1 раз в месяц |
|
8. |
Обучение в форме самообразования по выбранной теме |
В течение учебного года |
|
Заместитель директора по УВР Е. М. Омельянович